Классицизм

Классика - греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н.э.; в более узком смысле – искусство греческой и римской античности.

Дальнейшее продолжение принципов Ренессанса в барокко называется:

  • в Германии: барочный классицизм - во Франции: классика (период в 300 лет перед революцией)
  • в Англии: классический стиль

Стиль, следующий за барокко и рококо в период между 1770 и 1830 гг. называется:

  • в Германии: классицизм
  • в остальной Европе: неоклассицизм.

Находит свое яркое выражение в изготовлении мебели: во Франции – ампир, в Англии – Чиппендейл, Хепплуайт, Адам, Шератон, в Германии, Австрии и Швейцарии – бидермейер.

Архитектура

Олицетворением классической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами: блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками, также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. Наиболее убедительной является классицистическая градостроительная идея, которая создает грандиозные обозримые оси с симметриями и доминантами. Репрезентативной холодности классицистического стиля отдают предпочтение при строительстве общественных и государственных зданий.

К 1830 г. достигавшееся до этого с большим трудом единство стиля с подражанием нескольким историческим стилям, откровенно сползает к стилевому хаосу. Можно сказать, что классицизм является не чем иным как одной из ранних форм историзма, в которой доминируют античные образы.

Мебель

Стиль Роберта Адама - весьма декоративный со стилистически строгими чисто антикизирующими деталями.

Шкафы: с геометрическими контурами шло одно лишь светлое, чаще всего сандаловое дерево. Комоды: форма полуовальная, передняя стенка украшена тонким узором маркетри и роспись (головы, колонны, вазы, трофеи, помещенные в обрамленных овальных полях и на гирляндах из лавровых венков и лент).

Стол: царгу украшают пальметты, меандры и розетки, столешница же расписана фигурами, то украшена выжженными или резными мотивами, то декорирована инкрустациями, представляющими простые геометрические образы.

Изделия Хепплуайта и Томаса Шератона только варьируют созданное Адамом. Отказались от ручных украшений и выявляли природную узорчатость древесины.

Стекло

С просвечивающейся росписью – декор на полом стекле посредством транспарантных эмалей. Форма перевернутого колокола на низком зубчатом цоколе. Декор в виде изображения аллегорий, мифологических мотивов, цветов и букетов (анютины глазки, незабудки, иммортели, трилистники и соответствующие надписи). С 1875 г. популярны изображения игральных карт.

Молочное стекло – в Богемии из белого стекла изготовлялись сервизы для напитков, фляги, вазы и т.д. В цвете, форме и росписи эмалью обнаруживали все признаки фарфоровой продукции.

Посуда с межстеклянным золочением – в толщу стеклянной стенки заложен золотой силуэт на черном фоне, а на противоположной стороне – резной пейзаж. На вложенном медальоне изображали монограммы, портреты, силуэты, фигуры святых, гербы, пейзажи, архитектурные виды. Последние – выгравированные на серебряной фольге виды большей частью покрыты красным лаком. По верхнему и нижнему краю стакана часто следуют декоративные двустенные кольца.

Используют настоящее рубиновое, кобальтовое бирюзовое, хризапразовое, урановое и алебастровое стекло – гладкое или шлифованное, но всегда украшенной золотой или разноцветной росписью с изображением символических цветов. Особой оригинальностью отличалось желтоватое или зеленоватое опалесцирующее стекло – аннагельб или аннагрюн.

Многослойное стекло – очень популярным было образование слоев из молочного стекла и украшение его после прошлифовки пестрой эмалевой росписью (цветы). Заплавлялись также фарфоровые или гипсовые пласты.

Появление прессованного стекла.

Керамика

Используется тонкий фаянс. Рельефная отделка подчеркивает тектонику формы. Очень привлекательна декорировка средствами сквозного узора, продавливанием при помощи металлического штемпеля. Применялось люстрирование. Однако роспись заменялась на более дешевую – печать.

Появляется Веджвудская керамика – сливочный фаянс, базальтовая керамика, а также «яшмовый товар». С 1775 г. выпускается семи цветов: темно-синий, светло-синий или лавандовый, серо-зеленый, оливково-зеленый, розовато-фиолетовый, черный и реже желтый. Декорируется лепными рельефами другого цвета, чаще всего белого. Изготавливали помимо посуды мелкие изделия: пуговицы, серьги, ожерелья и броши; в форме плакеток его делали украшением декоративной мебели.

Фарфор

В основном мягкий фарфор. Севр ограничивался в этой области почти исключительно бисквитом, в виду того что этот материал своей полуматовой и тонкозернистой поверхностью ассоциируется с античными статуями. Вместе с жанровыми или мифологическими группами создавались портретные медальоны и бюсты, авторами которых были известные скульпторы.

В 1800 г. переход исключительно на твердый фарфор. Пластические или прессованный декор, сквозные узоры и с росписью. Писали подглазурным кобальтом или эмалевыми красками по глазури. Как мотив используют «шинуазри», гирлянды, венки и медальоны с головками «en grissaille».

Зеркало

Модели зеркальных рам создавались чистых антикизирующих форм и деталей, благородных и древесных пород и рисованных трофеев, гирлянд и урн.

Осветительные приборы

Применение керосиновых ламп. Декоративная форма резервуара – вазы, чаши или увенчанной горелкой колонны, стеклянного цилиндра и абажура на нем. Была введена новая форма: на ножке поднимался резервуар с горелкой и стеклянный цилиндр с абажуром. Наиболее употреблявшимися материалами были фарфор, стекло и чугун для ножки и резервуара, латунь или чугун для механических частей.

По услугам дизайна обращайтесь по телефону: (062) 295-71-65, 050-9977710